МУЗЫКАЛЬНАЯ КОПИЛКА
Ни звука и ни жеста!
Чтоб только, только б не прервать
Волшебного сюжета;
Чтоб только, только б не забыть
Ни одного мгновенья,
Я буду трепетно хранить
Твоё прикосновенье.
И так же трепетно любить
Твоё святое имя
И, грешная, боготворить
Всё, что тобою дышит…
И, преклонив колени,
Одними лишь губами,
Проговорю: «Ты – вечность!
О музыка святая…»
КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.
Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.
1. Слушание музыки.
Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).
2.Работа над ритмикой.
Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.
3. Развитие слуха
Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.
Наши советы:
Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.
Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!
Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.
После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.
Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.
Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после
прихода из детского садика).
ПРАЗДНИКИ ДОМА.
Праздники дома… Поводов для них не мало – день рождения ребенка, окончание детского сада, бабушкин или дедушкин юбилей и, конечно же, дни рождения мамы, папы, братика, или сестрички, дяди, или тети.
Для взрослых это прежде всего покупка подарков и приготовление застолья. А почему бы не ввести в семейную традицию составление программы для семейных торжеств, в которой немалое место будет отведено Вашему ребенку? Еще лучше, если их у Вас двое или трое. Выберите время, сядьте вместе и наметьте программу, опираясь на пожелания младшего поколения. Очень тактично предложите ребенку доставить удовольствие его выступлением: пожеланиями, стихотворением. Подтолкните его к творчеству, выдумке и фантазии. Пусть ребенок почувствует себя создателем чего - то интересного, необычного. Спойте для виновника торжества самую его любимую песню, станцуйте компанией танец, который знают все. Например, «Танец утят», «Летку Еньку», или «Арам-зам-зам». Таких танцев сейчас очень много. В помощь Вам придет интернет.
Основой такой программы могут стать конкурсы, викторины, игры, частушки (которые готовятся заранее), устройте конкурс рисунка для именинника (чего проще: подготовить лист бумаги, карандаши, фломастеры или краски и нарисовать для бабушки цветы).
- может стать аппликация или поделка из пластилина. Как Вы думаете, приятно получить в подарок букет из конфет? Эти сюрпризы сейчас в моде. Их образцы можно найти в интернете и подарок подготовить заранее. Юбиляр любит музыку? Прекрасно! Да кто же ее не любит? Особенно необычную. Порадовать гостей, и домочадцев можно оркестром, который совсем несложно сделать из пустых коробочек, или пустых бутылочек из под йогурта, насыпав туда крупу, песок, мелкие камушки и т.д. Можно так же использовать для шумового оформления бумагу, целлофан, фантики от конфет. А еще, дуя в опущенную в стакан с водой соломинку и пуская пузыри, издавать интересный булькающий звук! Поставьте любую веселую, хорошо знакомую музыку (например «Польку» Рахманинова, «Турецкий марш» ) и аккомпанируйте в такт. Ребенку можно доверить роль дирижера.
Заблаговременно вместе с ребенком продумайте, как оформить помещение, в котором будете принимать гостей. Оформление может быть лаконичным, строгим, изящным и легким, юмористическим и веселым. При оформлении можно использовать рисунки не только детей, но и взрослых (наверняка, в семье кто - то хорошо рисует), фотографии именинника, шары, можно выпустить газету с отпечатками ладошек.
Поверьте, это не трудно, но очень занимательно и интересно! Это сближает, сплачивает, а, самое главное, воспитывает в детях чувства ЛЮБВИ, УВАЖЕНИЯ И ДОЛГА К РОДНЫМ И БЛИЗКИМ, ЖЕЛАНИЕ ДОСТАВИТЬ ЛЮБИМОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПРИЯТНОЕ.
ПРОЯВИТЕ ФАНТАЗИЮ! ДЛЯ ЭТОГО НАДО ТОЛЬКО ЖЕЛАНИЕ!
Праздник, подготовленный таким образом, будет приятным долгожданным событием в семье. Он доставит радость не только детям, имениннику, но и всем присутствующим и надолго останется в памяти.
И ПОМНИТЕ: РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ!
"МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ"
Пальчиковые игры – один из наилучших способов провести время с вашим ребенком с максимальной пользой. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Почему с музыкой лучше?
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.
Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.
Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:
• Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
• На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
• Начиная с нескольких упражнения, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию ребенка.
В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением
МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ.
УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!
Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку. Детство - самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства… они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
ПОСТАРАЙТЕСЬ:
Ищите везде музыку: дома, в городе, на природе (в лесу, на даче , на море, у реки и т.д.). Создайте дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
Приобретайте музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, бубны, музыкальные книги, дудочки, барабаны и т. д.) и изготавливайте их сами. Тем самым Вы создадите домашний
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
Поощряйте любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, пойте и танцуйте вместе с ним, сочиняйте песни и танцы;
Если Вы владеете игрой на каком - либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицируйте, аккомпанируйте своему малышу;
Посещайте со своим ребенком музыкальные сказки, театры, концерты;
Мы стремимся воспитывать у детей любовь и интерес к музыке, помочь каждому ребенку самореализоваться в каком - либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично, почувствовать радость.
Приобщившись к музыке в детстве, они не вырастут равнодушными, черствыми людьми. Наш совместный труд приносит радость детям, счастье родителям, а результат этого труда – счастливое детство наших малышей!
Отдавать ли ребенка в музыкальную школу?
Перед многими родителями стоит вопрос: чем занять свободное время ребенка? И найти нужно что-то, что сеет разумное, доброе, вечное, но в то же время что-то интересное, чтобы чадо не скучало. Часто выбор падает на музыкальную школу. На вопрос «Отдавать ли ребенка в музыкальную школу?» я бы ответила «Да!». Ведь занятия музыкой развивают, расширяют кругозор и прививают чувство прекрасного.
Музыкальные школы предлагают богатый выбор инструментов для обучения: духовые, струнные, клавишные, ударные.
Но прежде чем выбрать инструмент, ответьте себе на несколько вопросов:
- Нравится ли ребенку инструмент?
- Готов ли он физически для этого инструмента (баян, аккордеон требуют определенной физической подготовки)?
- Готовы ли вы слушать звуки этого инструмента каждый день, при том, что первые несколько лет чистого исполнения вы не услышите?
Если ответы по всем пунктам положительные, то в добрый путь!
Минусы музыкальной школы, о которых нужно знать:
— Человеческий фактор. Многие занятия проходят не в группах, а один на один с учителем, поэтому к выбору наставника нужно отнестись с особой тщательностью. Музыка — дело тонкое и легко дается не всем, а неподходящий преподаватель может убить в ребенке любовь к музыке и развить комплексы. Но если уж повезёт с педагогом, остальные минусы можно пережить.
— Большая нагрузка. Занятия в музыкальной школе - это ежедневный труд. Помимо школы, ребенку нужно заниматься по несколько часов в день дома. Плюс подготовка к выступлениям и экзаменам.
— Скука. Разучивание гамм и этюдов вряд ли приведет кого-то в восторг. Да и классические музыкальные произведения вкусам школьников не всегда соответствуют. До классики еще нужно дорасти.
— Проблемы со здоровьем. Нерегулярное питание, стрессы во время концертов и экзаменов могут привести к сбою пищеварительной системы и ослаблению иммунитета.
Плюсов музыкальной школы более чем достаточно. Дети этих плюсов обычно не видят в силу возраста, но о них непременно должны знать родители, которые задумываются о музыкальной школе для своего ребенка. Положительные стороны занятий музыкой:
+ Развитие музыкального слуха и постановка голоса. Без этого не обойтись будущему артисту, но даже если ваш ребенок не планирует связать свою жизнь с музыкой, умение чисто и хорошо петь ему точно не помешает.
+ Повышение уровня культуры. Ребенок получит знания о музыкальных направлениях, композиторах, истории музыки. Даже не самый примерный ученик будет знать, что Сальери Моцарта не убивал, а Сметана — это не только кисломолочный продукт.
+ Развитие усидчивости и трудолюбия, умения распределять свое время. Без этих качеств успешно учиться в музыкальной школе, в общеобразовательной школе, да и просто жить практически невозможно.
+ Рост уровня интеллекта и развитие речи. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, что положительно влияет на речевую деятельность. Доказано, что дети, которые занимаются музыкой, опережают сверстников в развитии: они лучше и быстрее читают, грамотнее говорят, лучше воспринимают и обрабатывают информацию. Музыкантам легче даются иностранные языки: натренированная память и хороший слух помогают быстро запоминать иноязычные конструкции и положительно влияют на произношение. Более того, у ребенка равномерно развиваются оба полушария мозга, т.к. на музыкальном инструменте играют двумя руками. Все это ведет к общему росту уровня интеллекта.
+ Повышение уверенности в себе. Постоянное участие в концертах помогает ребенку раскрыться и справиться со страхом публичных выступлений.
А чем не плюс попросить свое чадо сыграть, к примеру, на скрипке, если гости долго не уходят?